Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
-обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
I. Статистические данные.
Общий фонд библиотеки – 10531 экз.
Из них:
художественная литература – 6093 экз.;
познавательной литературы – 265 экз.,
электронных изданий — 83
учебная литература — 4090 экз.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 — 8 классы);
• старшего школьного возраста (9 — 11 классы);
• педагогической и методической литературой для педагогических работников.
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями — на классных часах. Систематически проводятся рейды по сохранности учебников, один раз в четверть проводится работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы.
Ведется работа по очищению основного фонда от ветхой и устаревшей литературы.
В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам.
Учебниками учащиеся обеспечены на 100 %.
II. Содержание и организация работы с читателями.
Контрольные показатели: практически все обучающиеся 1—х классов являются активными читателями школьной библиотеки.
№ | Основные показатели | 2018-2019 уч.год | 2019-2020 уч.год |
1. | Количество читателей школьной библиотеки | 186 чел. | 202 чел. |
№ | Основные показатели | 2018-2019 уч.год (на 1.06.2019г.) | 2019-2020 уч.год (на 1.01.2010г.) |
1. | Посещаемость | 330 чел. | 190 чел. |
Читательская активность наиболее высокая у детей 1 ступени обучения, они являются активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения читательская активность падает (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно обучающиеся 7,8–х классов); на 3 ступени обучения — в 10-11 классах -читательская активность возрастает, практически все старшеклассники являются активными читателями).
Как читают наши дети? По наблюдениям ученики младших классов читают больше старших товарищей – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе. Наблюдается за последнее время спад читательской активности среди детей среднего звена. Это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей; детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение.
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. Проводится анкетирование по прочитанному, проводится анкетирование « Что такое школьная библиотека?»
III. Пропаганда чтения как форма культурного досуга.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни — это обязанность школьного библиотекаря.Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Основные формы индивидуального обслуживания:
- беседа при записи в библиотеку,
- беседа при выдаче документов,
- беседа о прочитанном;
- анализ читательских формуляров.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки к юбилейным и знаменательным датам, к проведению различных месячников.
№ | Книжные выставки 2019г. |
1 | «День знаний» |
2 | Оформление выставки « Книги-юбиляры 2019-2020 гг.» |
3 | «Выставка ко дню учителя» |
4 | «Война и дети» тематическая полка |
5 | Международный женский день |
6 | Неделя детской и юношеской книги: «Хочу все знать!» |
7 | «Годы, опаленные войной» |
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения , викторины, праздники.
№ | Массовые мероприятия и библиотечные уроки | класс |
1 | «Библиотечный урок» | 2 |
2 | Экономический марафон « Сбор макулатуры» | 1-11 |
3 | Рейд «Живи книга» | 1-11 |
4 | Викторина по произведениям Чарушина Е.И. | 1-2 |
5 | Конкурс чтецов « Зимушка-зима» | 1-4 |
6 | Викторина « В гостях у русской сказки» | 1-2 |
7 | Масляничные гулянья | 1-4 |
8 | Экологическая викторина « Этот удивительный мир» | 3-4 |
9 | Литературный час потворчеству Б.Заходера «Страна Вообразилия» классы) | 1-4 |
Вывод:
Школьная библиотека в течение года оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производится подбор литературы, стихов; оформляются книжные выставки.
Библиотека пропагандирует чтение, старается добиться систематического чтения, прививает интерес к периодической печати.
Работа библиотеки проводится в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на учебный год.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в:
- Снизилась читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.
- В фонде содержится много устаревшей литературы.
- Проблема размещения учебного фонда. Ввиду 100% обеспечения учебниками , невозможно разместить все учебники – из-за отсутствия места в книгохранилище.
Задачи, над которыми стоит работать:
- Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению.
- Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».
- Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей
- Обучить читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию.
- Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.