Великая Отечественная война постепенно становится страницей истории, уходит в прошлое. Почему же мы, поколение 21 века, сейчас вновь и вновь вспоминаем о ней, почему нас так волнуют кадры старой кинохроники?
70 лет прошло с тех пор, как отгремели праздничные победные салюты, но до сих пор ВОВ отзывается болью в сердцах людей.
Все меньше остается в живых ветеранов, тружеников тыла, даже дети войны сейчас – люди глубоко пенсионного возраста.
«Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданий пройти…»
Пройти этой дорогой не только с нашими доблестными солдатами, но и с теми мальчишками и девчонками, которые познали не только страдания голодных лет, но и взглянули в глаза смерти.
В первых числах апреля 2015 года в МБОУ СОШ пос. Озерки прошел Урок Мужества «Дети и война». Учащиеся 5-9 классов пытались представить себя теми юными людьми 1941-45 года и передать свои эмоции всем присутствующим в зале.
«Без воды, без тепла и без света…
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь…» — переживали учащиеся 8 класса, рассказывая о 900 днях блокадного Ленинграда и о дороге жизни через Ладожское озеро. В осажденном Ленинграде детям было хуже чем взрослым. Они не могли понять, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. В войну дети наравне с взрослыми вставали к станкам, тушили зажигательные бомбы, выращивали овощи на полям. В голодные годы войны детям приходилось есть мерзлую картошку, лепешки из лебеды. Многие умирали голодной смертью.
Учащиеся 6-7 классов рассказали о скорбной мелодии колоколов Хатыни (Белоруссия): «в амбаре старом супостаты сожгли людей, потом их хаты; в огне погиб и стар и мал…». Заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16-ти лет. Сама деревня Хатынь была полностью уничтожена. Орловской Хатынью считают село Трудки. С ноября 1941-го по февраль 1943 года оно было оккупировано фашистами. За связь с партизанами каратели сожгли около тысячи домов, зверски казнили более ста жителей: взрослых и детей.
«Земля дымилась и березы тлели
На улице сожженного села.
Мы знали, что жестокость беспредельна,
Но чтобы так, всех под замок и сжечь…
Идя к Победе в раскаленных касках,
Солдаты забывали города,
В которых побывать пришлось.
Но Трутки…запомнили солдаты навсегда».
Самыми обездоленными детьми были узники фашистских концлагерей, самыми крупными из которых были Бухенвальд, Дахау и Саласпилс. Восьмизначную цифру замученных и убитых в лагерях Смерти людей до сих пор хранит человеческая память. Ужас Саласпилса не может никого оставить равнодушным, считают пятиклассники. Над детьми в концлагерях проводили опыты, травили мышьяком, выкачивали кровь, делали донорами.
Не легче было детям и в немецком плену…
«Оторвали меня от родимой,
От привольной советской земли,
Увезли далеко на чужбину –
В плен фашисты меня увезли…» — проникновенно рассказывали учащиеся 4 класса. Зачитывали письмо 15-летней Кати Сусаниной, затравленной немцами.
Будущие выпускники – девятиклассники пытались почувствовать, как были разрушены светлые мечты их ровесников – девчонок и мальчишек, которым прямо из-за школьной парты «шагнули в эшелоны пехоты и санитарные взводы, бросались на амбразуры и ходили под пулями».
«Сколько вас, попробуй, перечисли…
Не сочтешь, а впрочем, все равно.
Вы сегодня с нами в наших мыслях,
В песне, постучавшейся в окно…»
«Каждый из тех юных ребят Великой Отечественной войны своей смертью, своими страданиями приближал час долгожданной Победы. Все они – Герои, которыми мы должны гордимся» — думаю, что с этой мыслью ушел каждый присутствующий на Уроке Мужества человек.